Возрастающая иностранная конкуренция – вот, пожалуй, первая ассоциация со словосочетанием «вступление в ВТО». Однако вопреки распространенному мнению членство во Всемирной торговой организации предусматривает не только безоговорочное открытие границ для импортной продукции, но и создание защитных механизмов для внутреннего рынка. К ним относятся, например, торговые расследования – антидемпинговые, специальные и антисубсидиционные. В результате власти могут вводить временные меры в виде пошлин или квот на импорт определенных товаров. Как же это работает?ДЕРЖАТЬ ПЛАНКУКак правило, государство защищает внутренний рынок, проводя антидемпинговые расследования. С момента создания ВТО в 1995 году и до начала 2012-го страны – члены организации инициировали более 4 тыс. расследований. Примерно в половине случаев они привели к принятию антидемпинговых мер. Причем после кризиса стало очевидно, что зачастую расследования являются протекционистскими.Эти действия – реакция на демпинг со стороны иностранцев, который сам по себе нормами ВТО не запрещен. Но если он причиняет ущерб национальным производителям, государство может ввести временные пошлины для конкретных импортеров. Кстати, нередко ими оказывались россияне. В начале года Минэкономразвития сообщило о 37 случаях применения таких мер. В основном ограничения касались химической продукции, а также черных металлов. Наиболее активно используют антидемпинг против наших товаров страны с большими рынками сбыта. Так, Евросоюз установил пошлины на импорт нитрата аммония, феррокремния, стальных тросов и канатов, бесшовных и сварных труб. А Китай ввел ограничения на импорт бутадиенстирольного каучука, трихлор этилена, эпихлоргидрина, полиамида, трансформаторной стали. Также антидемпинг против российских товаров практикуют Мексика, Индия и Украина. Размер пошлины в большинстве случаев превышает 25%, а иногда и 100%. Скажем, Соединенные Штаты установили следующие заградительные пошлины: на импорт нитрата аммония – 253,98%, феррованадия и нитрита ванадия – 108%, металлического кремния – от 61,61 до 87,08%.ПОПЫТКА НЕ ПЫТКАНередко политику антидемпинга оправдывают борьбой с нечестной торговлей. Но даже если правила соблюдены и конкуренция вроде бы идеальная, у государства все равно остается возможность строить препоны бизнесу.ВТО допускает введение специальных заградительных мер, когда объем импорта резко возрастает за короткий срок. Возможны также дополнительные пошлины и квоты, но уже в отношении всех стран – импортеров соответствующего товара. Эти специальные меры делят на чрезвычайные и экстраординарные. Только вот доказать их необходимость нелегко: все-таки они явно идут вразрез с общим духом политики ВТО. Поэтому и используются довольно редко.Последний раз решение о легальности их применения было принято почти год назад, в январе 2012-го, в рамках дела «Доминиканская Республика – полипропиленовые пакеты»: Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала и Гондурас обжаловали действия Доминиканы в отношении импорта таких пакетов. Третейская группа ВТО встала на сторону истцов: специальные защитные меры Доминиканы были признаны незаконными и отменены уже в апреле.Примечательно что подобный суд не проводился много лет – с 2003 года, когда рассматривалось дело «США – сталь»: Китай, ЕС, Бразилия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Швейцария и Норвегия обжаловали специальные защитные меры, введенные Штатами на импорт стали. Америка проиграла это дело как на стадии рассмотрения третейской группой, так и на стадии апелляционного пересмотра и вынуждена была отменить заградительные пошлины.Тем не менее отдельные страны, особенно те, которые сильно «прогнулись» и пошли на значительные уступки в переговорах по вступлению в ВТО, активно инициируют специальные расследования. Так, Украина начиная с 1999-го возбудила 35 специальных расследований по заявлениям национальных производителей. Большая их часть была прекращена без введения каких-либо мер, зато они привлекли внимание профильного комитета ВТО. Один из свежих примеров – специальное расследование по импорту автомобилей, начатое по требованию Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром», целью которого было выявить «убытки, нанесенные государству агрессивными действиями западных компаний в 2009–2011 годах». Это расследование вызвало негодование основных экспортеров автомобилей – ЕС и Японии, а также украинских импортеров, которые неоднократно заявляли о его протекционистском характере. По их расчетам, пошлина, на введении которой настаивает «Укравтопром», может вызвать подорожание иномарок на 40%. И хотя срок, выделенный на расследование, истек в минувшем мае, официальное решение до сих пор не обнародовано.СДЕЛАТЬ ТАЙНОЕ ЯВНЫМНаконец, если окажется, что государство субсидировало конкретную отрасль или компанию и таким образом дало ей преимущество на рынке, другие участники ВТО могут потребовать введения антисубсидиционных мер. Так, США в сентябре пожаловались в ВТО на то, что Китай субсидирует автопроизводителей. ЕС и Швейцария известны своими программами государственной поддержки сельского хозяйства. Другой характерный пример – предоставление Канадой экспортных кредитов в авиастроении. Как с этим бороться? Существуют адресные компенсац
Как торговые расследования помогут вашему бизнесу?
Людмила Балеевских, Ирина Половец, 01/2013
WTO как щит и меч - Деловой журнал РБК
Комментариев нет:
Отправить комментарий